Рассмотрим ряд уникальных автомобилей в истории УАЗ, которые дальше чем опытные образцы или мелкосерийные выпуски не продвинулись. Но они также интересны, как и известные сегодня серийные модели. Начнем путешествие в историю УАЗ с периода 1980 по 1993 годы.
Учитывая сложный исторический период (так называемый "застой") в СССР, на заводе УАЗ была начата разработка нового поколения автомобилей для армии. Окончательно закончить эти разработки смогли лишь через десять лет. На заводе историческая новинка получила проектное название Вагон-1, который до сих пор так же известен как Вагон. Данная серия моделей, в виде легких внедорожников, состояла из нескольких автомобилей, которые должны были стать многоцелевыми сухопутными авто с полноприводной компоновкой. Среди автомобилей этого модельного ряда можно выделит такие образцы как 3171, 3172, а так же 3972. Отдельного внимания заслуживает модель УАЗ-3907, представлявшая собой уникальный, в то время, плавающий джип.
Начало разработок по программе Вагон было положено в 1975 году на основе модернизированного шасси от легендарного автомобиля УАЗ-469. И лишь к 1980 году первый макет автомобиля УАЗ Симбир был продемонстрирован разработчиками. УАЗ Симбир оборудовалась цельнометаличским кузовом и зависимой подвеской рычажно-пружинного типа с неразрезными мостами. Такая конфигурация кузова и рамы с подвеской позволяла увеличить дорожный просвет до 325 мм, при этом габаритная высота уменьшалась до 1960 мм, что на целых 90 мм меньше, чем у того же УАЗ-469. А для военных уменьшение габаритов автомобиля, без ущерба их функциональности, было одним из важнейших критериев в новинках.
Первые образцы для армейских нужд прошли испытание в 1982 и 1983 годах. А модификация УАЗ 3171 с двухдверным кузовом и укороченной базой впервые в истории была показана в 1985 году. На протяжении пяти лет было собрано не больше четырех таких экземпляров. Кстати, эта модель стала косвенной платформой для новой модели УАЗ 3172. Продолжение следует.