История создания ВАЗ-2121 берёт своё начало в далёком семьдесят втором году. Именно тогда планировалось создание первого отечественного внедорожника. Первая модель, которую назвали "крокодил", не имела ничего общего с той Нивой, которую мы привыкли видеть. Это был большой внедорожник без крыши с невзрачным дизайном. Однако к семьдесят третьему году авто 2121 имел уже современный вид - были только незначительные отличия снаружи автомобиля.
В начале 1974 года авто был подвергнут многочисленным испытаниям в разных уголках страны, и везде показал себя очень качественным внедорожником с высокой проходимостью.
Нива оказалась единственным автомобилем советского и российского производства, который был признан на мировом автомобильном рынке. Успех был достигнут благодаря невысокой цене и комфортабельности сочетающиеся с высокой проходимостью. Заказы шли со многих стран мира, и конструкторы меняли некоторые характеристики, чтобы угодить стране - заказчику. Так, например, для Англии выпускались автомобили с правым рулём, а для стран, где цены на бензин являлись очень высокими, выпускали модели с двигателем 1.3( классическая же модель сходила с конвейера с двигателем объёмом 1.7 литра). В связи с такими успехами за рубежом, более половины всех произведённых автомобилей уезжали за границу. Ещё Нива пришлась по вкусу гражданам Японии. Также в Австрии было много гаражей, в которых стояли ВАЗ-2121, так как там огромное количество горных вершин, и недорогой внедорожник в Альпах жизненно необходим.
Ещё одной причиной такого успеха стал постоянный полный привод. До этого в мире у всех внедорожников кроме Range Rover был подключаемый полный привод. А в цене тюнинг 2121 конечно же выигрывал у американского внедорожника.
В начале 90-х Нива стала самым покупаемым российским внедорожником. Причиной тому стало увеличение производства, которое до этого страдало от нехватки запчастей.
Конечно постепенно, но Нива всё же начинала устаревать, и поэтому на заводах стали придумывать различные модификации. Выходили модели с более экономичным двигателем и улучшенной трансмиссией .В девяностых годах модели, которые производили на экспорт, были улучшены и стали дотягивать до норм Euro 3.
Позже на свет стали появляться усовершенственные ВАЗ-2121, но уже с другими обозначениями. Так свет увидели ВАЗ-2120( совершенно не похожий на ВАЗ-2121 минивэн), 21212, выпускаемая исключительно для Англии, так как имела правый руль, ВАЗ-212182 "Форс"(специализированная бронированная модель) и многие другие.
Производство классического ВАЗ-2121 закончилось ещё в 1994 году. После него выпускали модель ВАЗ-21213, а позже, с 2006 года, выходит уже Lada 4х4.