За первые три квартала 2012 года оборот грузоперевозок автомобильным транспортом между Россией и странами Европейского Союза составил 17,89 миллионов тонн. Поставки в РФ на протяжении года указывают на устойчивую динамику увеличения – +10% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Автомобильные грузовые перевозки экспортируемых товаров по общим объёмам аналогично показывают рост +6%, на что оказали существенное влияние поставки сырой нефти. Итого за 9 мес. 2012 года из ЕС в Россию автомобильным транспортом перевезено около 12 млн. тонн, а лидирующими поставщиками, как и раньше, остаются: Польская Республика, Финляндия и Германия, чьи товары составляют около половины всего грузопотока. Лидером из этой тройки является Польша, которая имеет самую большую динамику (+24%) сравнительно с тем же периодом прошлого года.
На увеличение объёма импортируемых товаров из Польши повлиял тот факт, что автотранспортные компании этой страны владеют самой большой частью грузоперевозок из стран ЕС в Россию. Но так как они не имеют достаточной для обеспечения этих объёмов поставок квоты разрешений на автомобильные грузоперевозки продукции «третьих стран», то польские перевозчики наладили доставку товаров, изготовленных этими странами, в Россию, организовав их перевалку на своей территории. Благодаря этому, продукция уже воспринимается как «польская» и перевозится по «двусторонней» договорённости.
В число лидеров по экспортным грузовым автоперевозкам из Российской Федерации, которые приняли за указанный промежуток совместно более 70% от общего объёма товаров, заметна отрицательная тенденция у Германии и Венгрии. В 2012 году эту пятёрку дополнила Швеция, которая за первых 3 квартала показала невероятный рост – 1663% по сравнению с 9 месяцами 2011 года и получила долю 13% от всех экспортных автоперевозок Евросоюза. Итого в страны ЕС ввезено за 9 месяцев 5,89 миллионов тонн товара из России.
Интересной особенностью на рынке грузоперевозок ЕС – РФ стало то обстоятельство, что автомобильные грузовые перевозки между Великобританией и Россией существенно выросли. Импорт из этой страны в Россию за 9 мес. 2011 года имел объем 3,0 тыс. тонн, а в 2012 за аналогичный период – уже около 70 тысяч тонн. Исходя из этого, доля Англии в объёме импорта из Евросоюза увеличилась с 0,03% до 0,59%. Это, конечно, небольшая часть, но если учесть, что эта страна является островом, то факт любопытный. Пользуясь паромным сообщением, которое достаточно развито в северных странах, грузовики переправляются обычно в Бельгию, а затем следуют своим ходом.