Мы пользуемся современной сложной техникой, плохо представляя, что у нее внутри и как это работает. Но ясно, что износ и одной из сотен деталей, составляющих агрегат, ведет сначала к нечеткой работе, а затем и к поломке всего механизма. Например, автоматическая коробка передач уаз имеет много прецизионных поршней, и если застопорился один из них, то трансмиссия начинает работать неправильно. Нечасто бывает, чтобы АКПП долго работала после ремонта, так как из-за обилия точных частей механизм чувствителен к малейшей ошибке или соринке.
Поэтому при покупке б/у автомобиля следует обратить особое внимание на состояние АКПП. В первую очередь желательно узнать историю машины. Если она работала в автопрокате, восстановлена после аварии или проводился ремонт автомата - поищите что-нибудь другое.
Проверку автоматической коробки начнем с проверки уровня масла и его состояния. Во время работы двигателя на холостых оборотах нужно вытащить щуп трансмиссии, и, протерев его чистой тряпкой, вставить назад и вытащить снова. Масло на щупе должно быть прозрачным, чистым и без каких-либо инородных частиц или хлопьев. По цвету оно может быть красным или коричневатым, но не черным и без жженого запаха. Если эти условия не соблюдаются - такую машину лучше не брать.
Если АКПП поставляется без щупа, то для проверки ее состояния остается тестовый заезд. Поставьте трансмиссию в положение Р (паркинг) и немного прогрейте машину. Когда обороты упадут до 650-850/мин., переключите на D (с нажатой педалью тормоза). Исправный автомат немедленно выбирает этот режим и машину ощутимо тянет вперед как на уаз дизель. Включение происходит мягко, без толчков.
При переключении на N коробка должна отключиться. Включите R. Включение мгновенное и мягкое, и машину "тащит" назад. Так, удерживая тормоз, несколько раз переключайтесь вперед-назад. Если при включении передачи есть хотя бы секундная задержка, то автомат или изношен, или уже требует ремонта.
Теперь необходимо проехаться. Мягко ускоряетесь и до скорости 60 км/ч переключаетесь дважды (первая-вторая, вторая-третья). В момент переключения слегка меняется уровень шума двигателя и падают его обороты. Если на скорости 40-50 км/ч надавить газ до упора, то исправная АКПП перейдет на передачу ниже, а обороты повысятся.
Каждое переключение должно быть мягким и без задержек или толчков. Бывает, что дефекты коробки проявляются только в прогретом состоянии, а бывает наоборот - исчезают после прогрева. Не жалейте времени на дотошную проверку, чтобы избежать проблем в дальнейшем. Если обнаружился хотя бы один дефект, лучше отказаться от приобретения машины.