В 2010 году исполнилось 45 лет с того момента как первые УАЗ 452 сошли с конвейера. Не смотря на такой длительный период автомобиль, продолжает выпускаться и имеет множество модернизированных и тюнингованых вариантов.
В настоящее время все же многие гос структуры удаленные от центра не могут обойтись без простых, но в то же время надежных УАЗ Буханка. Кстати свое название автомобиль получил из-за оригинальной конструкции кузова на начальном этапе.
Дело в том, что перед конструкторами, руководством страны, была поставлена задача по созданию автомобиля на базе ГАЗ-69 и грузоподъемностью не менее 800 кг. В итоге после различных изысканий самой оптимальной была компоновка кузова вагонного типа. Но для придания большей жесткости и прочности всей конструкции конструкторы установили на крыше поперечные ребра жесткости, и с чьей то подачи к автомобилю привязалось слово буханка по схожести крыши авто, с верхней частью батона.
В серию автомобиль пошел уже в различных вариантах. К прмеру, по конструкции кузова автомобиль имел три варианта – грузовой авто с бортом (УАЗ 450Д), фургон (УАЗ 450), и санитарный автомобиль (УАЗ 450А). Все автомобили УАЗ Буханка с индексом 450 имели полный привод и комплектовались модифицированными двигателями от ГАЗ 69. Данные двигатели были форсированного типа с объемом 2,432 л, и мощностью 62 л.с. В паре с двигателем устанавливалась трехступенчатая коробка передач.
Однако через несколько лет автомобили подверглись модернизации и получили заднеприводную компоновку. Такая версия УАЗ Буханка получила индекс УАЗ-451, и выпускался так же в трех вариантах. Но в медицинской версии появилась дополнительная дверь сбоку салона.
А уже в 1965 году УАЗ Буханка прошел серьезную модернизацию. В итоге автомобили, выпущенные после модернизации получили новый индекс УАЗ 452. Среди отличий главным является установка нового двигателя от ГАЗ-21 с мощностью 70 л.с. В итоге на базе данного двигателя была выпущена полноприводная модель сначала грузового УАЗа в последствии и остальных модификаций. Грузовой вариант получил индекс УАЗ 452Д. Кроме этого в 1966 году выпущен и первый микроавтобус УАЗ 452В на десять посадочных мест.
Использование автомобилями колесной формулы 4х2 позволила увеличить их грузоподъемность до 1т.
Кроме вышеназванных тех основных моделей под специальные нужды армии и народно хозяйства активно выпускались различные модификации, начиная от штабных автомобилей управления, вплоть до седельных тягачей под вооружение. Отдельно хотелось бы отметить, опыт луцких авто конструкторов которые на базе УАЗ Буханка создали автомобиль минирефрижератор с термобудкой и грузоподъемностью до 500 кг (ЛуМЗ–946).
Среди уникальных моделей УАЗ Буханка можно отметить трехосный автобус на шестнадцать посадочных мест по схеме 6х6.
Что касается современных моделей УАЗ Буханка то стоит отметить, что последнее обновление всего семейства проведено в конце 80-х и по нынешнее время именно данными автомобилями славится УАЗ Буханка. В последней версии автомобилей их индексы получили различные цифровые значения. Теперь грузовик называется УАЗ 3303, фургон УАЗ 3741, санитарный автомобиль УАЗ 3962. Среди новинок внедренных в новые УАЗики стоит отметить двухконтурную тормозную систему с усилителем вакуумного типа, усовершенствованны мосты с заметно измененными передаточными числами. Кроме этого все автомобили окончательно приобрели колесную формулу 4х4. Однако после появления на рынке современных моделей типа Газель спрос на УАЗ Буханка заметно упал. Для того что бы удержать позиции на рынке разработчики сконструировали в середине 90-х грузопассажирский УАЗ Фермер. Он имеет удлиненную кабину и просто незаменим в отдаленных сельских районах. Кроме этого спрос на УАЗ Буханка обусловлен категорией, которая позволяет управлять автомобилем. Если на Газель необходима «Д» категория, то для управления требуется все также «С» категория. В будущем заводчане планируют обновить модельный ряд и довести качество автомобиля до современных требований.